Ещё один отъехавший: Про отъезд артиста Филиппенко в Литву

Кино

Пару дней назад мы узнали, что Россию покинул Кощей Бессмертный, шут Вамба, бандит Копчёный, генерал Павлов, настройщик Белаш, Коровьев + Азазелло из свиты Воланда. Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Александр Георгиевич Филиппенко.

Разве кто-то удивлён? После его выступлений на либерастных акциях, подписей под русофобскими писульками, истеричного несогласия с возвращением Крыма, активного участия в создании и деятельности Конгресса интеллигенции «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма», абсолютного неприятия СВО и демонстративного проукропства…

78-летний лицедей поселился в Вильнюсе. Куда ранее сбежала его либеральная дочурка Александра, театральный продюсер и старший научный сотрудник Института США и Канады. Собственно, она первой и рассказала об отъезде папы. В эфире телеканала-иноагента «Дождь» (а где ж ещё?) напрямую связала эмиграцию отца с его политической позицией.

Председатель Комитета Госдумы РФ по культуре, член президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Елена Ямпольская:

«Филиппенко уехал в Вильнюс. Ещё одна сломанная на старости лет судьба. Собственными руками сломанная, что характерно. Театр держится за запасной вариант «отбыл на лечение». Но от чего можно излечиться в Вильнюсе? Там любые хронические недуги только обостряются. Мы с Филиппенко дружили много лет. С момента первого интервью, которое я брала у него ещё студенткой. И — по нисходящей — до 2014-го. С годами всё чаще подтрунивали друг над другом: он — над моим «имперским сознанием», я — над унылым репертуаром, к которому он начал склоняться, предпочитая художественному высказыванию политическое.

Тем не менее, до Крыма общение длилось. А потом с обеих сторон резко оборвалось. Нетрудно избегать в личных разговорах Сталина и Солженицына, однако Крым фигурой умолчания стать не мог. Иногда человеческие отношения важнее. Иногда, но не всегда. Не буду повторять мантру «нам не больно!» Люди ведь. Не камни. Больно, конечно. Даже тем, кто утверждает обратное. У кого-то юность прошла под Макаревича — теперь слушать не может. Для кого-то «Ирония судьбы» потеряла очарование. Легче всех, мне кажется, расставались с Пугачёвой — она свой светлый образ давно и надёжно порушила. Из князи в Грязи.

Филиппенко великолепно читал. Зощенко, Аверченко, Платонова. Гоголя. Довлатова. Чтецов такого уровня мало. Нашему поколению вот ещё Юрский достался и Козаков. Юрскому, как и Филиппенко, лучше удавалась проза, Козакову — стихи. Если с творчеством человека связаны тёплые эмоции, вырывать это всё из сердца обязательно больно. Кусок прошлого отваливается, шутка ли. Не Брыльска с Ахеджаковой дороги, а повторявшееся из года в год предвкушение праздника и «Платочки белые, глаза печальные» — фоном…

Слава Богу, в нашей памяти достаточно легенд, которые реализовались в те времена, когда у творческой интеллигенции редко спрашивали, что она думает о политике. И, знаете, крепче было. Не буду кричать: «Сотрём, замажем, вырежем, плюнем вслед!» Честно скажу: заноза в сердце. Но твёрдо знаю: иначе закончиться не могло. Сделанное для страны, повторюсь, не отменяется. Сделанное и сказанное против страны не забывается. Могут эти люди сегодня выходить на российскую сцену, имеют моральное право?

Нет. Их прежние достижения принадлежат нам. Их самих с нами больше не будет. Наука выбирать — это всегда и наука отказываться.

Давайте сконцентрируемся на завтрашнем дне. На талантах, которые учатся и воспитываются в творческих вузах сегодня. Пусть они не причинят боли своим будущим зрителям. Когда-то у Филиппенко было хорошее чувство юмора. В отношении возрастных коллег, теряющих связь с действительностью, зачастую балагурил: «Ну, этот давно в Тибете»… Я предпочту считать, что и сам он теперь «в Тибете». Всё-таки солиднее, чем в Вильнюсе».

Заместитель председателя Мосгордумы, заместитель генерального директора ВГТРК Андрей Медведев:

«Да ну ладно, не надо этого «нам больно». Из-за отъезда Филиппенко. Нет, конечно. Нормальному человеку в целом всё равно, уехал ли артист доживать на пенсии куда-то или нет. Нам больно, когда обстреливают Донецк. Когда погибают мирные люди. Когда погибают наши военные, которые пришли на защиту русских людей. И прекратите, отъезд Филиппенко не потеря для русской культуры.

Подлинная потеря для русской культуры это, например, гибель от украинского снаряда юной донецкой балерины Кати Кутубаевой. Которая мечтала поступать в Академию русского балета имени Вагановой. И потому занималась каждый день, готовилась. Занималась на дому у педагога. Больше негде было в Донецке, который каждый день обстреливали упыри из ВСУ. Они погибли втроём: Катя, её педагог, и бабушка, которая пришла встречать Катю. Вот от этой потери нам больно.

А от того, что от нас уехал актёр, который 9 лет не замечал, как убивают Донецк и Луганск, которому было плевать на все военные преступления ВСУ, и который симпатизировал украинской власти, нам не может быть никак. В лучшем случае мы испытываем облегчение. В худшем досаду от того, что человек прожил жизнь, но ничего не понял. Вроде прекрасно читал русских писателей. Но, выходит, так в их произведениях и не увидел смыслов. Только текст.

Однако испытывать боль от отъезда человека, который не способен оценить боль жителей Донбасса и сочувствовать им — ну это слишком, даже при всём уважении к праву человека на его мнение и былым заслугам. Уехал и ладно. Захочет вернуться (нет, конечно, но всё же) — пускай возвращается. Был прекрасный актер (отдельное спасибо из нашего детства за Кощея). Есть он сейчас или нет, не имеет значения. Он все равно не часть нашего будущего. Но это его выбор».

Добавим, что режиссёр Юрий Кара (давным-давно знает Филиппенко, снимал его в своей экранизации «Мастера и Маргариты»), комментируя отбытие актёра, назвал того профессиональным предателем.

«Он меня ничем не удивил, профессиональный предатель, вот и всё», — сказал Кара NEWS.ru.


Последние статьи