Каналу быть? Китай и Россия «копают» под США

Лучшие Сериалы

Этот проект вызывает у амеров состояние, близкое к панике, ибо боятся потерять монополию и, соответственно, контроль над морским переходом из Атлантики в Тихий океан. Речь идёт о будущем конкуренте Панамского канала — проекте «Великого трансокеанского канала Никарагуа».

В ходе своего посещения Бразилии, Венесуэлы, Никарагуа и Кубы Сергей Лавров сделал несколько значимых заявлений. Самое интересное было сказано в Манагуа. Помимо слов «товарищ», «дорогой друг», «развивается стратегическое партнерство, в том числе военное», было сказано ещё кое-что. А именно: «сотрудничество в сфере реализации транспортных инфраструктурных проектов».

А ведь «транспортный инфраструктурный проект» в Никарагуа на слуху только один. И это проект водного пути в обход Панамского канала. По всему выходит, что Пекин размораживает финансирование и строительство проекта. Начинается «стройка века» и Россия активно к ней подключается. Средства и возможности на это у нас найдутся. Уж на полноценную военную базу точно.

Замысел не нов, его прорабатывали ещё в бытность СССР, в 60-тые годы даже были проведены изыскания, но после Карибского кризиса о проекте благополучно забыли. В 2014 году к этой идее вернулись китайцы и даже начались кое-какие работы, но после странного банкротства компании-инвестора HKND Group, принадлежащей миллиардеру Ван Дзину, в 2016 году работы приостановили.

Китай кулуарно «договорился» с Трампом, установил дипломатические отношения с Панамой и было похоже, что проект похоронили навсегда. Казалось бы, а чего тогда копья-то ломали? Что одного канала не хватает? Панамский канал исправно циркулирует, хорошо управляется, проблем не так уж и много. Тем более совсем недавно проведена реконструкция.

Так в чём же дело? А причины имеются. И технические, и политические, и экономические. К техническим можно отнести следующее. Пропускная способность канала составляет 18000 судов в год грузоподъёмностью максимум 150000 тонн. Но всё-таки эта пропускная способность ограничена шириной канала — всего 55 метров.

Против планируемых 240-530 метров в новом никарагуанском. Ещё одним важным преимуществом которого является также более удобная навигация и судоходство из-за большей (25-30 метров) глубины на подходах. Не зря ведь ещё испанские конкистадоры имели в своих планах канал в этом месте.

Так что почти пятая часть всего мирового грузового флота не может пользоваться панамским каналом. Ну и пробки никто не отменял. Часто на подходах к каналу скапливается большое количество судов. Имеются и экономические причины заинтересованности в новом канале, которые тесно переплетены с причинами политическими. Как известно, Панамский канал полностью контролируют Штаты.

А стало быть, кого хотят, того и пустят. А кого нет? Пожалуйте, кругом! Это очень мощный рычаг воздействия. Поэтому в проекте, кроме Китая, России и Никарагуа, заинтересованы ещё многие страны Латинской Америки и Западной Африки, у которых нет доступа к Панамскому каналу, иногда даже за деньги. А если рядом будет параллельный канал, то и американский рычаг исчезает.

А для Никарагуа это ещё и прямой финансовый плюс. Власти страны отдали в 2013 году будущий канал в концессию внезапно возродившейся компании HKND (владелец Ван Цзин) По условиям сделки, Никарагуа не не только не вложит в стройку ни копейки, а будет постепенно, по 1% в год получать акции канала. Через 50 лет получит 51% концессии, а ещё через 50 лет станет владеть 99% акций. Плюс ежегодные денежные выплаты.

Надо думать, янки не успокоятся и будут мешать изо всех сил, вплоть до угрозы прямых атак. Ибо ещё и путь из Азии в Европу становится короче. А значит и значение Суэцкого канала, 70% выручки за проводку по которому тоже оседает в США, уменьшится. Если суммировать, то потери США составят больше 10 млрд. долларов в год. Которые они просто так не отдадут.

Так что, плавали, знаем! И «Северные потоки» этому в пример. Поэтому понадобятся гарантии безопасности от непредсказуемого «соседа». Вот тут и наше присутствие понадобится, без него Никарагуа никак не обойтись. Корабли охранения там, ПВО-ПРО и прочее. Прикрыть придётся основательно.


Последние статьи