Третья карабахская война (если так можно назвать очередное обострение, случившееся в регионе 19 сентября) закончилась, продлившись ровно сутки. Итог предсказуем. У армии НКР, оказавшейся один на один с многократно превосходящей ее в силах и средствах армии Азербайджана, не было ни единого шанса. ВС Армении в этот раз никак не участвовали. А мандат российских миротворцев не позволяет им вмешиваться, если опасность не угрожает им самим. Их задача – мониторинг, фиксация нарушений, защита мирного населения, с которой они, безусловно, справились. Но на исход противостояния это не могло повлиять никак.
Фактический итог этой войны – прекращение существования НКР. Договоренности о прекращении огня, достигнутые при посредничестве российских миротворцев, подразумевают вывод «оставшихся подразделений и военнослужащих Вооруженных сил Республики Армения» с территории НКР, чья принадлежность Азербайджану официально признана Ереваном, и расформирование и полное разоружение вооруженных формирований «aрмии обороны Нагорного Карабаха», вывод тяжелой техники и вооружений с территории региона с целью их скорейшей утилизации.
По сути, это означает прекращение существования непризнанного государственного образования, просуществовавшего чуть более тридцати лет, окончательную реинтеграцию региона в состав Азербайджана.
Несмотря на заверения Баку в том, что никаких этнических чисток не будет, что проживающие в регионе армяне станут полноправными гражданами и будут мирно интегрированы в азербайджанское общество, едва ли кто-то из армян в это верит. Слишком сильна ненависть между народами, культивируемая все последние 30 лет. К тому же реинтеграция Карабаха подразумевает возврат изгнанных оттуда азербайджанцев, включая новые поколения, которые родились уже в изгнании. Как им ужиться с теми жителями Карабаха, которые родились там уже после первой войны, жили на оставленных азербайджанцами землях, – совершенно непонятно. Решить вопрос, равно удовлетворив обе стороны, представляется совершенно невозможно.
Местные армяне это прекрасно понимают и уже начали покидать регион – весь мир облетели фотографии переполненного людьми аэропорта Степанакерта, откуда тысячи людей пытаются уехать, успев захватить минимум вещей.
Соглашение о прекращении огня подразумевает ряд встреч между представителями местного армянского населения с представителями центральных властей Азербайджана, на которых запланировано обсуждение вопросов, поставленных азербайджанской стороной о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросов обеспечения жизнедеятельности его населения в рамках Конституции Азербайджана. Не очень понятно, кто будет представлять там армянскую сторону, но можно не сомневаться, что останутся лишь те, кто просто не может уехать в силу возраста, здоровья и т. д.
Это, действительно, жирная точка. Впрочем, Армения окончательно потеряла Карабах не вчера. А осенью 2020-го, проиграв войну. Напомню, тогда были подписаны трехсторонние соглашения, имплементацию которых армянская сторона всячески саботировала. Более того, на саммите лидеров Азербайджана и Армении в Праге 7 октября 2022 г., прошедшем при посредничестве Франции и ЕС, Ереван подписал заявление, в котором Нагорный Карабах признавался как регион, входящий в состав Азербайджана. В итоге Баку пошел на силовое решение вопроса, ставшего его внутренним делом, и имел на то полное юридическое основание.
Скажу больше. Процесс потери Карабаха Арменией начался еще раньше, растянувшись на десятилетия по причине нежелания Еревана предпринимать какие-либо действия для урегулирования вопроса. Первую Карабахскую войну 1992-1994 гг. Армения выиграла, получив при этом не только территорию бывшего НКО, но и еще семь районов Азербайджана, составивших т. н. «пояс безопасности Карабаха». С военной точки зрения все было безукоризненно, однако на практике военная победа обернулась политическим поражением. Юридически Армения оказалась «агрессором», к тому же занятие азербайджанских территорий стало причиной ее блокады, что фактически лишило ее шансов на развитие экономики, при том что у страны и ресурсов-то своих нет. В то же время богатый нефтью газом и обладающий куда более многочисленным населением, не находящийся в блокаде и поддерживаемый Турцией Азербайджан, проиграв войну, активно развивался. Фактически с первых дней после установления в стране политической стабильности Баку готовился к реваншу, накачивая экономические мускулы и запасаясь оружием.
А что делал все эти годы Ереван? Почивал на лаврах победы. Пришедший к власти «карабахский клан» оказался совершенно недоговороспособным, очевидно, считая, что статус-кво может сохраняться десятилетиями, а если что – Россия поможет, так что спорные вопросы можно просто не решать. Зачем, если ты уже победил в войне?
К слову, вопрос со статусом Карабаха тогда еще можно было решить компромиссно, ведь Баку был готов его обсуждать в обмен на решение вопроса с коридором в Нахичевань и передачу семи районов, от контроля над которыми армянское руководство открещивалось – мол, мы тут не при делах, разговаривайте со Степанакертом.
Ереван сам не признал независимость республики, которая все эти годы полностью находилась у него на содержании. Об этом, к слову, неоднократно напоминал президент России, от которого некоторые армяне почему-то ждали, что он отправит армию воевать за «их» Карабах. Конечно, трудно судить, чем бы закончилось в свое время признание НКО Арменией, однако это давало бы ей основания не только защищать Карабах самой, но и требовать этого от союзников.
Провоцируя конфликт, нужно быть готовым к драке. Однако армянские власти не только не хотели договариваться (даже те самые семь районов вроде как обещали вернуть, но всякий раз откладывали), готовя почву для новой войны, но и не желали к ней готовиться, очевидно, рассчитывая на то, что воевать, если что, за них будет Москва. При этом они играли в многовекторность, лавируя между Россией и Западом.
Точку в этом лавировании поставила «цветная революция» 2018 года, отстранение от власти «карабахцев» и приход к ней абсолютно прозападного Никола Пашиняна, который с самого начала готовил почву для геополитической переориентации Армении и фактическому выдавливанию России из Закавказья. Баку он оказался очень удобен, так как, провоцируя войну, воевать не собирался. Зато «слил» войну в 2020-м и своими действиями и бездействием сделал неизбежной войну в 2023-м.
А что Россия?
С одной стороны, ей вновь удалось погасить конфликт, причем на ранней стадии, однако за кадром остается цена, ведь очевидно, что Запад ставил на втягивание нашей страны в конфликт для открытия «второго фронта». Для России это успех. Однако смущает то, как быстро Баку (и стоящая за ним Анкара) согласились на прекращение огня, подыграв Москве, – могли бы «зачистить Карабах» силой максимум за несколько дней. Можно предположить, что турецкий президент Тайип Реджеп Эрдоган захочет получить что-то от России, воспользовавшись ситуацией. Поводов для недовольства у него достаточно: от «зерновой сделки» до заигрываний Москвы с Ираном и Катаром относительно создания газового хаба, который в Турции многие рассматривают как конкуренцию турецком хабу. В этой ситуации он вполне мог что-то попросить у России в обмен на оказание влияния на Баку.
Второй вызывающий опасения момент – судьба миротворцев. Мандат действует до 2025 года с возможностью продления, однако уже очевидно, что продлевать его не будут ни Азербайджан, ни Армения по причине ненадобности. Собственно, вопрос стоял в том, уйдут ли миротворцы сейчас в результате провокации, или останутся еще на два года.
Вывод РМК из Карабаха будет означать значительное ослабление позиций Москвы в регионе. Тем более что следом под вопрос ставится судьба российской военной базы в Гюмри. В последнее время в Армении с подачи премьер-министра и его команды развернута информационная кампания с лейтмотивом: «Россия неспособна обеспечивать безопасность союзников». На фоне событий в Карабахе антироссийская истерия увеличивается: у посольства РФ проходят акции протеста, а провластные СМИ и ТГ-каналы открыто обвиняют Москву в «предательстве», «сговоре с турками», «сдаче Арцаха» и требуют вывода российской базы и выхода страны из ОДКБ.
Официальные власти пока о подобном не заикаются, однако поддерживают информационный фон, провоцирующий формирование у обывателя таких выводов. Надо понимать, что после окончательной «зачистки» Карабаха (тем более что у Пашиняна появится дополнительный стимул для «перекладывания вины» на фоне потока беженцев, которые будут предъявлять ему законные претензии) Ереван может решиться на радикальную постановку вопроса и потребовать закрытия российской базы. Почва для этого подготовлена.
Подводя итоги, можно сказать, что, поспособствовав прекращению огня, Москва сумела увернуться от втягивания в совершенно ненужную ей (особенно во время СВО) войну и выиграла время для затягивания вопроса о своем уходе из Закавказья. Вот только надолго ли? И сможем ли мы воспользоваться этим временем, тем более что игроков, заинтересованных в нашем изгнании из региона, критически много, и они полны решимости давить дальше.