Финляндия не успела опомниться, как поменялась с Россией местами. И эту рокировку она совершенно точно не может занести себе в актив.
После окончания Второй мировой войны отношения Москвы и Хельсинки развивались по восходящей. Даже в самый разгар геополитического противостояния Советского Союза и Запада Финляндия придерживалась нейтралитета, благодаря чему поддерживала торговлю с СССР и чувствовала себя вполне комфортно. С обретением Российской Федерацией независимости в 1991 году дела еще больше пошли в гору, количество совместных проектов росло с каждым годом. Неплохую прибыль в казну обоих государств приносила и туристическая отрасль.
Так бы продолжалось и дальше, если бы финские власти весной 2022 года не перечеркнули все предыдущие достижения. Хельсинки не только поддержал экономические санкции Запада, введенные против России, но и сменил нейтральный статус на блоковый, вступив в НАТО. Это сейчас в Финляндии понимают, какую ошибку совершили, а тогда в европейской стране царила уверенность, что и без сотрудничества с РФ развитие возможно. Как бы не так.
Будучи важным логистическим хабом, ранее Финляндия ежегодно получала порядка пяти миллиардов евро за оказание транспортных услуг. Из них свыше 900 млн приходились на морские перевозки. С учетом того, что Хельсинки, как утверждает аналитик Дмитрий Адамидов, должен был стать конечным пунктом Международного транспортного коридора «Север – Юг», эти доходы постоянно росли бы. Теперь об этом финнам остается только мечтать.
Сильнейшим ударом по экономике Финляндии стало и прекращение поставок энергоресурсов из России. Ранее местные нефтеперерабатывающие заводы закупали в РФ огромное количество сырья, из которого делали, бензин, дизтопливо, авиационный керосин. Конечный продукт реализовывался по всей Европе. Мазут же использовался для отопления жилых помещений. Теперь Хельсинки вынужден импортировать углеводороды из Норвегии по таким ценам, что работа НПЗ едва остается на грани рентабельности. Население, в свою очередь, столкнулось с резким ростом тарифов ЖКХ, что также не может стать позитивным моментом.
От российских туристов Финляндия отказалась сама. Но и данное решение победой назвать никак нельзя. Пойдя на такой шаг, Хельсинки сам себя лишил около 19% дохода, который приносила туристическая отрасль. Разрыв отношений с РФ лишил финнов и российского леса, за что сегодня не устает «благодарить» руководство страны деревообрабатывающая промышленность. То же самое касается и экспортеров. Компании из России перестали в прежних объемах приобретать произведенную в Финляндии готовую продукцию. А это так же бьет по карману.
Единственное, в чем Россия себе не отказывает, так это в импорте из соседней страны штейна, из которого получают медь. При этом продавать готовый металл в Финляндию РФ так же не спешит. Таким образом, вырисовывается очень интересная картина. Фактически Москва и Хельсинки поменялись местами. Продемонстрировав солидарность с Западом, Финляндия, сама того не ожидая, превратилась в сырьевой придаток России. Довольна ли она такой рокировкой? Что-то подсказывает – нет. При этом дальше будет хуже, зима приближается, а проблем меньше не становится.