Ныне Украину противопоставляют России, как несовместимых антиподов. Но так ли это в историческом аспекте?
«Лядская земля сгинет, а Русь будет господствовать».
Гетман Богдан Хмельницкий, 1648 г.
Для начала давайте заглянем в XIII век, когда не было ещё ни Украины, ни России, ни Белоруссии, а была единая Русь – христианская страна с единым в этническом плане православным народом, и послушаем голос оттуда:
«О, светло-светлая и украсно-украшеная, земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озёрами многими удивлена еси, реками и кладезьми местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами безчисленными, городами великими, сёлами дивными, виноградами обительными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего еси исполнена ты, земля Русская, о правоверная вера христианская!..»
Это Русь ещё до великого азиатского нашествия 1237–1240 годов. По сути, древний и не оставивший своего имени сказитель трагического «Слова о погибели Русской Земли» представляет нам Русь, какой она была несколько ранее тех горестных событий, Русь ещё века XII, времён правления Великого князя Киевского Владимира Мономаха – последнего, как мы знаем, единодержавца Русского государства. И вслед за лирической преамбулой следует конкретное географическое описание рубежей этого единого государства (приведу здесь текст с моими поясняющими вставками):
«Отселе (от стольного Киева) до угров (венгров) и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов и от ятвягов до литвы, до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где тоймичи живут язычники, и за Дышащим (Белым) морем; от моря до болгар (Волжская Болгария), от болгар до буртасов, от буртасов до черемис (марийцев), от черемис до мордвы, – то всё покорено было Богом христианскому языку, все языческие страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрью (Долгорукому – основателю Москвы), князю киевскому, деду его Володимеру Мономаху, которым половоцы детей своих стращали в колыбелях. А литва из болота на свет не выныкивала, а угры твердили каменные города железными воротами, дабы на них великий Володимер не въехал, а немцы радовались, далече будучи за Синим морем…»
Мы видим широкую панораму единой страны с чётко обозначенными границами, как на западе (венгры, чехи, ляхи, литва, немцы), на севере (тоймичи за Устюгом и Белое море), так и на востоке (черемисы, буртасы, мордва, Волжская Болгария). На юге граница не определена – она теряется в половецкой степи, в Диком поле, но и там степной тюркского корня народ половцев страшится Великого князя Киевского! Возникает вопрос: где здесь Великороссия, Украина и Белоруссия? А их нет, как не было и прежде, а есть единая Великая Русь! Так было до середины XIII века, а затем началось противоестественное насильственное разделение этой, такой органически слитной территории. Разумеется, читатель сразу поправит меня: а где тут пресловутая «феодальная раздробленность», ведь мы знаем, что древнерусские летописи заполнены рассказами о всяческих распрях между князьями, постоянных столкновениях княжеских дружин?..
Но всё это, заметьте, при том, что Русь в целом была владением одного семейства Рюриковичей и, несмотря на то, что между разными представителями этого семейства постоянно шли «разборки» и делёж власти, на этническом единстве страны это не отражалось – везде на Руси жил единый «христианский язык», то есть единый народ, разговаривающий на одном языке и обладающий схожей культурой. Русь в этом отношении представляла собой уникальное явление, так как Европа, к примеру, в эти времена буквально раздиралась межэтническими, я бы даже сказал – межплеменными распрями, когда бургунды, а тем более бретонцы отнюдь не считали себя французами, юг Франции вообще откалывался в отдельное государство со своей альбигойской верой, и приходилось римскому папе организовывать крестовые походы на своих же христолюбивых европейцев. В ходе альбигойских войн на юге Европы погибло свыше миллиона человек. Наконец римские папы нашли предлог для сплочения европейцев – в 1147 году (в год основания Москвы, князем Юрием Долгоруким, заметим) был объявлен крестовый поход против западных славян, завершившийся полным истреблением двух непокорных славянских народов – бодричей и лютичей. На фоне этих кровавых междуусобий, творившихся в «цивилизованной» Европе, борьба русских князей за свои удельные права, «за отчий Киевский стол» выглядит незначительными разборками в семейственном кругу Рюриковичей. Вот и владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, младший сын Владимира Мономаха, задав на Москве «пир силён» (с этого пира и ведёт своё основание Москва), отправился выгонять из стольного Киева своего племянника Изяслава Мстиславовича, который не по старшинству в роде занял Киев. После долгой борьбы Юрий Долгорукий сумел занять киевский престол, но коварные киевские бояре (некий Петрило) отравили великого князя на одном пиру. Так и лежит теперь и до сего дня прах основателя Москвы в Киеве в храме Спаса в Берестове. А хорошо бы его оттуда изъять и перенести в основанный им город, а то от нынешних киевских «петрил» всего можно ожидать…
Сын Юрия Долгорукого Андрей (прозванный Боголюбским) очень с тех пор невзлюбил Киев, окончательно утвердил свой великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме и решил даже учредить там свою митрополию, послал местного епископа Феодора в Киев к митрополиту договариваться по этому поводу. Но злобствующие киевские иерархи (прародители будущей ПЦУ) осудили Феодора на смерть и подвергли позорной казни. Андрей Боголюбский этого варварства не стерпел, собрал большое войско и взял Киев приступом, сурово поплатившись с «петрилами» и за своего отца, и за епископа. Вот от этого похода князя Андрея на Киев в 1170 году и ведут нынешние радетели «самостийной» свои счёты с Москвой. Хотя в маленьком городке Москове (так тогда именовалась Москва) сидело в то время семейство киевских по происхождению бояр Кучковичей (детей знаменитого Стефана Кучки), которые, вкравшись в доверие к князю Андрею, войдя в его ближайшее окружение, как-то ночью ворвались к нему в спальню и подло убили безоружного князя. Подлость, самая чёрная неблагодарность и коварство всегда были свойственны киевским заправилам – это их наследственная черта! Я думаю, это всё знает и помнит и наш нынешний президент Владимир Путин, который неслучайно же упомянул ратников Юрия Долгорукого (на это обратили внимание политические комментаторы) в своей знаменитой речи во время воинского парада в Москве 9 мая текущего года. Это – недвусмысленное предупреждение нынешним киевским петрилам!
Но всё это были, повторюсь, разборки в тогдашних властных кругах средневековой Руси. Этнического состава государства это не касалось. Полное большинство населения самой большой в тогдашней Европе страны было русским и православным, что и обеспечивало единство народа, несмотря на усобицы феодалов. Русь богатела, обстраивалась новыми городами и храмами, росла численно и расширяла свои пределы. Это и вызывало зависть и неприкрытую вражду воинственных соседей, как на западе, так и на востоке. Недаром Русь стала объектом одновременной (по годам вторжений) экспансии как со стороны Европы – немцы, шведы, литва, так и со стороны Азии – могольская империя Чингис-хана. Моголы (именно «моголы» – так у Карамзина, термин «монголы» появился в трудах историков только в середине 19-го века) внука Чингис-хана Батыя, организуя грандиозное нашествие на Русь, собрав войска из многих покорённых им стран Азии, тем не менее, заняли не всю территорию Руси, хотя имели силы для полного покорения страны. К примеру – огромный многомиллионный Китай был захвачен Чингис-ханом полностью, сил хватило, а Русь – нет. Орда не совершала походы на Великий Новгород и на земли Белой Руси (будущей Белоруссии), но зато совершенно разорила северо-восточную и южную Русь – то есть два наиболее значимых центра русского народа – Киев и Владимир. Неслучайно. Орда знала, что делала. Это была отработанная тактика разгрома суверенного государства – удар наносился по центрам, и не только по «центрам принятия решений», как говорят ныне, а по культурным и объединяющим нацию центрам, с тем, чтобы оставшиеся без объединительного центра территории со временем расчленялись, распадались, обосабливались, превращаясь в слабые недоразвитые анклавы, которыми легко управлять извне. Узнаёте? – всё это происходило и у нас на глазах в 90-е годы прошлого XX века! Этот безотказный приём был применён и к Советскому Союзу, только для этого не потребовалось нашествия орды, достаточно было посадить во власть одного лысоватого, улыбчивого толстенького человечка с завлекательными сладкими речами о «единой Европе от Лиссабона до Владивостока»… И ведь поверили, и словно под гипнозом сами разрушили свою страну!
Но смогло произойти это только потому, что Советский Союз внутренне не был единым государством. Большевики, придя к власти, руководствуясь хитроумным европейским тезисом о «праве наций на самоопределение», тезисом, который сама Европа никогда не соблюдала (вспомним, что только в прошлом веке там пробушевало две мировые войны, когда карта Европы перекраивалась как угодно различными тамошними «фюрерами»), поделили единую территорию Российской империи, созданной гением Петра Великого, административно на ряд республик, вычленив, разъединив реально давно уже существовавшие народности великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов в отдельные государственные образования, но скрепив всю эту мозаику союзным договором, а главное – общей коммунистической идеей, то есть общей политической доктриной, исповедуемой правящими в этих республиках партиями коммунистов, входящими, в свою очередь, в единую общесоюзную Коммунистическую партию. Таким образом – единство общедержавное, когда все народы составляли единую Российскую державу, было подменено единством по идеологическому признаку – поддерживаешь коммунистическую доктрину – поддерживаешь СССР, не поддерживаешь идеи коммунизма – выступаешь против СССР. Вот откуда появилось так много «врагов народа» в те «идейные» времена, ибо врагом народа, значит, и государства, становился всякий, кто отрицал коммунистическую догму. Но главное – под вывеской коммунистической идеологии вызревал в СССР самый махровый национализм, особенно в национальных республиках, ибо центральная власть в Москве, как бы сказала им: вы – не русские, вы – отдельная нация, раньше вас душил самодержавный русский строй, теперь вы можете развивать свои национальные особенности. Ну а разве это не прекрасная почва для расцвета национальной исключительности и вражды к центру, который всё-таки был в Москве? Так всё и случилось: когда коммунистическая доктрина была отменена маленьким толстеньким человечком с большой кляксой на лысом черепе, то бывшая коммунистическая держава посыпалась, так как из неё вынули становой хребет – государственную коммунистическую идеологию.
Но осталась Россия, которую тоже хотели расчленить, спровоцировав восстания на национальных окраинах. Две войны в Чечне – самое острое проявление таких усилий коллективного Запада, но это не удалось – с чеченской элитой нашлись компромиссные решения, центр России также укреплялся, благодаря приходу к власти новых государственных людей с державным сознанием. Переломным здесь стал Новый 2000 Год, когда в самый праздник на экранах телевизоров появился рано постаревший от прежних запоев, обрюзгший больной человек, и, еле ворочая языком, пробормотал: я ухожу, простите меня… и слеза потекла по его дряблой щеке. Так ушёл от власти политический деятель, подписавший в Беловежской Пуще смертный приговор СССР. Но единственным благим его деянием было то, что он, всё-таки, спихнул с трона улыбчивого здоровячка-бодрячка с пятном на черепе. Если бы этот иноагент оставался у власти, то сейчас не было бы уже не только СССР, но и России. Все 90-е годы прошлого века силы Запада пытались взорвать Россию изнутри, провоцируя внутренние конфликты – не удалось. Тогда и появился тот проект, что назвали «Украина – Антироссия».
Но прежде нужно уйти в глубь истории и посмотреть: как так случилось, что единый народ средневековой Руси, о чём я говорил вначале и что подтверждают письменные источники тех времён, вдруг распался на три отдельные нации – русских, украинцев и белорусов. Итак: страшный удар азиатской орды по основным центрам старой Руси: Рязань сожжена полностью, Владимир разграблен, Киев практически перестал существовать. Такая же участь постигла и многие другие города Руси. Уцелел Великий Новгород благодаря усилиям святого князя Александра Невского (читайте об этом мой материал «Солнце русской истории» в «Камертоне»), но новгородское боярство не было способно возглавить процесс объединения Руси, это была торгашеская олигархическая власть под маской вечевой демократии. Но новгородцы, надо признать, сохранили свою русскость, культуру, традиции и летописную историю, недаром весь цикл старокиевских былин был записан позднее именно в новгородских землях, а на юге он полностью позабылся. Земли Белой Руси – Полоцкое, Минское, Туровское княжества скоро признали над собой власть литовских князей – сначала Миндовга, потом Гедимина, потом Ольгерда. У литовцев тогда были большие родственные связи со славянами, первоначально они даже восприняли православие, потому процесс расширения Великого княжества Литовского на земли Белой Руси, а следом и Киевщины шёл довольно быстро, русско-славянское население этих земель без большого сопротивления уходило под власть литовских князей, надеясь избавиться от ордынского ига. В 1324 году Киев открыл свои ворота Гедимину, затем литовцы заняли и другие южнорусские города: Переяславль, Путивль и другие. Эти земли для литовцев были окраинными, или «украиными», как писали тогда – отсюда и пошла Украина как понятие географическое. Но полностью избавиться от ордынского присутствия на Украине удалось лишь в 1362 году после победы объединённого русско-литовского войска под предводительством князя Ольгерда (который по матери был русский и православный по вероисповеданию) в битве на Синих Водах в южных степях (эту битву ещё называют украинским Куликовым полем!).
К тому времени вся галицко-волынская земля была уже под властью Польши, так как великий князь Даниил Романович Галицкий, получивший от римского папы корону «Галиции и Руссии» не оставил мужского потомства, а его дочери оказались замужем за польскими владетелями. И по наследству эти русские земли перешли к Польше, а Закарпатье – к Венгрии. За наследие Даниила долгое время шла упорная борьба между литовскими и польскими владетелями, которые помирились на том, что в 1385 году на польский престол был приглашён сын Ольгерда литовский князь Ягайло, который даже сменил свою православную веру (он был крещён при рождении Яковом своей матерью русской княжной Ульяной из Твери) на католическую, и была заключена Кревская уния – первая в череде уний (союзов) между Литвой и Польшей, которая в конечном итоге привела к заключению в Люблине в 1569 году печально известной Люблинской государственной унии между Великим княжеством Литовским и Королевством Польским, по которой эти две державы объединялись в одну – Речь Посполитую. Земли Белоруссии остались за Литвой, а вот Украина переходила к Польше. Так поляки, фактически обманом, ибо народ Украиной Руси никто не спрашивал, получили огромную территорию на востоке, которую поляки и до сих пор считают своей! Это в их лексиконе называется «западными крессами». В наше время происходит тот же процесс, когда нынешний президент Украины Зеленский сдаёт землю Украины полякам, вовсе не спрашивая мнения народа Украины, а ставя его перед фактом, так сказать. Готовится новая «уния», а история, увы, повторяется. Всё это могло происходить, да и происходит сейчас – только при одном условии – политической слабости действительной и единственной наследницы той древней «украсно-украшенной» Руси – Великороссии, России, Руси Московской, ныне распростёршейся на два континента. Разделение той прежней Руси, которая «погибла» под сапогом Батыя, на три региона – Русь Московскую (бывшую Владимирскую), Русь литовскую (бывшая Белая Русь) и Русь польскую (бывшая Киевская, ставшая вдруг «украиной») закономерно привело и к формированию трёх народностей: русских, или великороссов (ибо Русь Московская освоила огромные территории востока); белорусов (сохранивших наибольшую близость к русским, так как в составе Литвы меньше подвергались польскому католическому диктату); и малороссов, или украинцев – а вот их история была наиболее драматичной и жестокой, и драма эта не прекращается и в наши дни.
Украина стала поистине полем боя, местом жесточайшего исторического столкновения между римско-католическим Западом и православным Востоком, а народ Украины – вечным заложником этого конфликта, что со всей очевидностью мы наблюдаем и сейчас. И, однако, я уверен, что Украину никак нельзя называть «антироссией» – это как раз навязчиво нам внушают с Запада. Мы видим, что на протяжении веков владычества на малороссийских землях Польши, там все эти века не прекращалось упорное противостояние русскости и польскости, латинства и православия. Даже знаменитый гетман запорожцев Пётр Сагайдачный – ныне самая главная фигура в представлении украинских самостийников, ходивший и на Москву в 1618 году помогать полякам сажать на русский престол польского королевича Владислава, но потерпевший в этом предприятии неудачу, даже он после просился на службу к русскому царю Михаилу Фёдоровичу, за что русский царь милостиво выслал ему… 300 рублей, но на службу не взял. Позже Сагайдачный получил тяжкую рану, сражаясь за поляков в битве с турками под Хотином в 1621 году, и умер в следующем. Но почему этого противоречивого деятеля адепты самостийной Украины считают чуть ли не основателем украинской государственности? А потому, что гетман добился от поляков признания законного существования запорожского казачьего войска с большими правами автономии, знаменитой Запорожской Сечи, а главное (и это действительно большая заслуга Сагайдачного), он восстановил Киевскую православную митрополию, восстановил её именно тогда (в 1620 году), когда просился на службу к русскому царю! А вот об этом киевские самостийники вспоминать очень не любят.
Судьба связала двух людей, стоявших у начала украинской государственности – гетмана Петра Сагайдачного и польского шляхтича Михаила Хмельницкого, они оба стали жертвами кровавого побоища с турками у Хотина. Михаил Хмельницкий погиб там и оставил безотцовщиной своего сына Зиновия, рождённого им от русской женщины Агафьи. Зиновий Хмельницкий уже не признавался польской властью за шляхтича, ведь он был сыном от русской, а это – низшая раса. В тогдашней Польше, как видим, бытовали вполне нацистские порядки и представления о низших и высших расах. Потому Зиновию Хмельницкому, хоть он и закончил иезуитский колледж, но пришлось идти в простые понизовые казаки в Запорожье, где он, человек образованный, вполне оказачился и в силу своих природных воинских талантов выдвинулся в полковники. А после того, как чванливая шляхта разорила его имение и жена его была уведена шляхтичем Чаплинским, он вступил в непримиримую борьбу с королевской Польшей. Это была уже середина XVII века. Речь Посполитая, казалось, находилась на вершине своего могущества, но это мнимое могущество подтачивало вопиющее неравенство масс простых украинцев на востоке сей державы по сравнению с жизнью привилегированной польской шляхты. Украинцев притесняли богатейшие польские магнаты, польские помещики держали простой люд в смой дикой неволе. В желании ещё больше получить золота с обираемой своей колонии, во что реально превратилась Украина, польская шляхта получала откупа с еврейских торговцев и ростовщиков, которых стало очень много на Украине, что неудивительно – их гнали со всей Европы, а польская корона привечала. Эти откупщики и арендаторы земель, заплатив шляхте откупные, три шкуры драли с украинских «хлопов», получая баснословные прибыли. Если украинские христиане упорствовали, ростовщики закрывали православные церкви, запрещали православным молиться, и открывали храмы лишь за деньги. Прибавьте к этому постоянные набеги татар из Крыма, что уводили толпы русских полонянников на невольничьи рынки Кафы и Сурожа. Но при всём при том в понизовьях Днепра собирались вольные казаки, которые никакой власти не признавали, вспоминали старые времена святой Руси, а себя называли «русскими лыцарями», – почитайте «Тараса Бульбу» Гоголя, там всё это описано сочно и со смаком. Запорожье было бомбой, и эта бомба взорвалась, когда у неё появился запал – умный и прозорливый вождь – Богдан Хмельницкий, тот самый Зиновий, принявший имя Богдан – Богом данный. В 1648 году на землях Украины разразилась необычная по силе и свирепости народная война, в пламени которой, собственно, и родилась Украина, с её легендами, героическими и страшными, подчас, бывальщинами, что стали пищей для творчества Тараса Шевченко. Появилась украинская ментальность, типаж сивоусого в необхватных шароварах и свитке с чубом на голове буйного казака-запорожца, с одной стороны смелого, с другой стороны – дурного и легко поддающегося на всякие соблазны, не ведающего, что такое дисциплина и гражданский порядок. Родилась страна буйная, бесформенная, не имеющая своего стягивающего нацию центра, в отличие от Московии. Эта Украина могла победить на первых порах в яростных сражениях польские коронные войска, разметать их полки, после чего сам гетман Богдан мог сказать польским послам, просящим мира, такие гордые слова:
«Правда есть, что я маленький незначительный человек, но это Бог мне дал, что ныне я единовладец и самодержец руський. Выбью из лядской неволи весь руський народ, а что раньше я воевал за свой вред и неправду, то отныне я буду воевать за нашу веру православную… Отрекитесь от ляхов и с казаками оставайтесь, потому что Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать. Свободно мне там распоряжаться, мой Киев, я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог – с помощью моей сабли!»
Вы, конечно, обратили внимание в этом тексте, что Хмельницкий считает себя «руським» человеком, то есть человеком Руси, оставаясь, разумеется, предводителем украинского войска, но обещает освободить от польской неволи весь народ Руси – «руський народ». То есть Украина – это та же самая Русь – и ещё тогда, три с половиной века назад никто на Украине не сомневался, что их страна – русская и неизбежно соединится со всем Русским Московским царством. Иного пути, собственно, у Украины Хмельницкого и не было – сил у одного казацкого войска не хватало, чтобы бороться с королевскими полками, руководимыми опытными и умелыми полководцами. Хмельницкому всё время приходилось обращаться за помощью то к крымскому хану, то к турецкому султану, который даже обещал выслать ему в помощь 250-тысячное войско!.. Но с условием, что Украина станет турецкой провинцией, а Хмельницкий, из милости, станет там чем-то вроде губернатора. Всё это было неприемлемо, и уже в декабре 1648 года гетман, находясь в Киеве, засылает послов к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под свою высокую руку. В России, как всегда, долго мешкали, но не восемь лет, как в наше время в случае с Донбассом, а всего лишь пять, и вот в октябре 1653 года в Москве собирается Земский собор – вопрос решён, Украина входит в состав России… Это было очень тяжёлое решение, фактически объявлялась война Речи Посполитой. История зеркально повторилась в 2022 году, когда вот также было принято решение о принятии в состав Российской Федерации республик Донбасса! И тоже началась война, но уже не только с Польшей, а со всем коллективным Западом, который всеми своими клыками вцепился в несчастную Украину. А сколько, вы думаете, продолжалась та русско-польская война за Украину в том XVII веке? Она началась в 1654 году, сразу после подтверждения Переяславской Радой договора с Россией и торжественным приведением к присяге русскому царю самого гетмана, а закончилась только… в 1667 году подписанием так называемого Андрусовского мира. Эта война длилась тринадцать лет! А результатом её было закрепление границы на Украине по Днепру, то есть фактический раздел Украины между Западом и Востоком. Не ждёт ли это теперь и нас?
Так можно ли назвать Украину – Антироссией? Исторически – никак невозможно. Истоки Великороссии и Малороссии лежат в древней Киевской и Владимирской Руси, в Руси Владимира Мономаха, что была внутренне единой, полностью сложившейся страной с единым народом. Ветры истории разрушили это единство, но не задели наших общих корней, потому искусственно созданный, разогретый Западом конфликт между Киевом и Москвой должен закончиться определённым компромиссом, что так не устраивает Запад, ибо он хотел бы видеть бесконечную войну между нашими народами, а этого допустить нельзя.
Художник: В. Графов.