Крупнейшая за последние 30 лет акция протеста завела Германию «в тупик». В связи с общенациональной 24-часовой забастовкой, вызванной ростом инфляции и низкими зарплатами, парализована работа международных аэропортов во Франкфурте и Мюнхене, автовокзалов, пригородных поездов, а также поездов дальнего следования, передает агентство Reuters.
Железнодорожная компания Deutsche Bahn полностью приостановила магистральное движение, предупредив, что перебои будут «очень значительными». Общественный транспорт, как уточняет агентство Bloomberg, не ходит в семи федеральных землях из 16.
По информации ряда изданий, из крупных аэропортов в Германии функционирует только берлинский. Накануне работники транспортной сферы грозились перекрыть автомобильные тоннели. Стачки охватили Баварию, Гессен, Саксонию, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижнюю Саксонию и Северный Рейн-Вестфалию.
Требования протестующих
Работники транспорта настаивают на повышении заработной платы на 10,5-12%, чтобы смягчить последствия инфляции, достигшей в феврале отметки в 9,3%. В денежном эквиваленте сумма потенциальной надбавки варьируется от 500 до 650 евро в месяц.
Для тысяч людей увеличение оклада стало «вопросом выживания». Профсоюз Verdi ведет переговоры от имени примерно 2,5 млн госслужащих, в то время как профсоюз EVG добивается того же для порядка 230 тысяч человек, трудящихся в десятках автобусных парков и железнодорожных компаний.
Суточная акция протеста проходит на фоне растущей социальной напряженности в Германии, отмечают эксперты. В ФРГ с начала года участились забастовки из-за низкого оклада, в них принимали участие сотрудники школ и больниц, работники почтовых отделений.
К слову, 160 тысяч сотрудников почтовой службы Deutsche Post в начале марта уже добились повышения средней зарплаты на 11,5%, а в конце прошлого года на 8,5% повысили ставку почти четырем миллионам работников промышленной сферы из-за неоднократных перебоев в работе.
Свержение правительства
Бывший депутат бундестага ФРГ Вальдемар Гердт убежден, что и в этот раз требования протестующих будут услышаны: правительство и работодатели, вероятно, согласятся на индексацию окладов. В противном случае, если не отреагировать на призывы, протестное движение перерастет в социальные беспорядки, начала которых, как отметил собеседник «ПС», в стране никто не хочет допустить.
«Довольно запоздалые протесты профсоюзов, которые в общем-то тоже были под контролем и у служб, и у правительства в форме некого ручного вентиля для снятия напряжения. Наконец-то народ додавил своих профсоюзных лидеров, для того чтобы они встали на защиту интересов, и поэтому я надеюсь, что этот протест не заглохнет при первом послаблении», — подчеркнул эксперт.
Впрочем, независимо от исхода протестов, немецкие граждане не должны ограничиваться призывами повысить заработную плату, считает Гердт: проблему необходимо решать в корне, и, наращивая давление на канцлера Германии Олафа Шольца и его команду, добиться отставки действующих властей и проведения новых выборов.
Другое дело, что лозунги с требованием к правительству сложить свои полномочия пока не звучат, заметил старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, политолог Александр Камкин. Он объяснил это тем, что когда профсоюзы анонсируют крупные забастовки, то требования формируются как минимум за два-три дня. Поэтому в нынешней стачке условия вряд ли будут меняться «на ходу» и выходить за рамки экономического блока, рассуждает эксперт в беседе с «ПС».
«В Германии достаточно цивилизованные условия проведения подобных мероприятий, и, скорее, люди выходят именно с экономическими требованиями. Профсоюзы достаточно аккуратно вмешиваются непосредственно в политический процесс, для них важна защита прав наемных сотрудников, соответственно, соблюдение всех условий труда и тарифных соглашений», — объяснил политолог.
Тем не менее не стоит сбрасывать со счетов усиление антиправительственных настроений и рост «Движения за мир». Камкин допустил, что транспортная забастовка может совпасть по времени с другими демонстрациями, которые носят явно выраженный политический характер.
«С учетом сильной роли профсоюзов в Германии и их политического веса в стране, наверное, можно говорить о том, что требования будут услышаны и в какой-то степени воплощены в жизнь. Хотя, безусловно, это будет означать серьезное перераспределение бюджетных расходов правительства, которые сейчас заточены в основном на оборону и военные расходы в целях поддержки киевского режима», — подытожил Камкин.
Председатель профсоюзной организации EVG Мартин Буркерт в беседе с корреспондентом газеты Augsburger Allgemeine предупредил, что забастовки могут продолжиться и даже затронуть период пасхальных каникул — с 9 по 11 апреля (в ФРГ и других странах Европы празднование Пасхи запланировано на 10 апреля).
Политик объяснил это тем, что работодатели еще не сделали приемлемого предложения протестующим. Если забастовка не ограничится текущими сутками и будет продолжаться более длительное время, то, как утверждает главный экономист Commerzbank Йорг Кремер, Германию ждут «экономические последствия».